Лютики — цветочки

Сегодня поговорим про составление композиции из цветов. Мы все привыкли дарить букеты этих прекрасных творений природы. Особое восхищение способны вызвать шикарные букеты, представляющие собой целые композиции из цветов. Стоят они всегда дороже, но нужно  помнить, что такие композиции это своего рода произведение искусства.  О там, какими они должны быть и по каким, особым правилам составляться, читайте ниже.

Немного истории

Когда первобытная женщина первый раз принесла в пещеру охапку цветов, её волосатый муж удивился и подумал, что это еда, а она уже оглядывалась по сторонам, ища глазами то, что потом назовут вазой. С тех незапамятных времён цветы стали обязательной частью жизни и элементом украшения жилища.

композиции из цветов

Судя по фрескам, в древнем Египте женщины украшали себя цветами во время праздненств, а вазы с цветами у египтян были отделаны маленькими отверстиями, куда вставляли отдельные цветки.

Греки и римляне отдавали предпочтение венкам. Очень любили венки наши предки славяне. Они были непременным атрибутом весенних праздников и хороводов, а обычай пускать венки по воде сохранился до наших дней.

Такое же широкое распространение, как и венок, получили гирлянды. В Индии, Бирме и других восточных и сейчас надевают гирлянды цветов на особо почётных гостей.

Цветочные украшения в виде букетов появились позднее. В  античные времена  не делали букетов. Исключением была Сицилия, где девушки с букетами в руках встречали День Прозерпины.

Только в начале XVIII века появились большие букеты – композиции цветов, как элемент интерьера. К этому времени  вошло в моду украшать помещения букетами, размещённых в вазах или корзинах.  Однажды появившись, эта традиция прочно закрепилась до наших дней. Поэтому поговорим о цветах в интерьере.

Цветы и цвета

При создании композиций цветов, одной из главных задач является правильное цветовое сочетание. Определённые сочетания красок приятны и даже полезны для глаз, а некоторые сочетания кажутся неприятными, тревожными.

композиции из цветовСуществуют три основных краски ( красная, жёлтая, синяя) и три производные (оранжевая, зелёная, фиолетовая). Производные, или дополнительные, цвета получаются в результате смешения основных красок: оранжевый – это жёлтая и красная, зелёный  — жёлтая и синяя, фиолетовый получается от смешения красной и синей. Приятные цветовые композиции получаются в тех случаях, когда с основной краской сочетается производная, не содержащая в своём составе данной основной краски. Например, красная и зелёная, жёлтая и фиолетовая, синяя с оранжевая.

композиции из цветовПрекрасные примеры таких комбинаций можно наблюдать в самих цветках анютиных глазок: прекрасные  сочетания желтого и фиолетового, синего и оранжевого. Но сочетание таких двух контрастных красок не производит особо хорошего впечатления, если при их сопоставлении не было сопоставлено равновесие по насыщенности красок и светосиле. Два контрастирующих цвета не создают гармонии, когда они представлены в одинаковых количествах. Наибольшей светосилой (или светлотой) обладают жёлтый, оранжевый, красный цвета, а наименьшей – синий и фиолетовый. Если цвета разной светосилы взяты в букетах в одинаковых количествах, то цвет, имеющий большую светосилу, доминирует, и гармония общей цветочной композиции уже нарушается.

Самые приятные сочетания появляются при сопоставлении красочных масс (не отдельно взятых цветков!) примерно в следующих пропорциях:

  • пять жёлтых и пять красных
  • три жёлтых и три синих
  • три жёлтых и тринадцать фиолетовых
  • пять красных и одиннадцать зелёных
  • три оранжевых и восемь синих

Обычно цветы с окраской большей светосилы должны располагаться в самом центре композиции, а цветы имеющие меньшую, соответственно – внизу  и по краям букета.

композиции из цветовСочетание таких основных как  красный, жёлтый и синий цветов в насыщенных тонах не производит благоприятного впечатления, а сочетание тех же красок, но уже более нежных, пастельных оттенков, может быть удачным. Так, например, жёлтый и красный цвета в букете роз, а тем более розовых бутонов, выглядят очень хорошо, а жёлтые и красные георгины, собранные вместе, дают слишком резкий и грубый контраст.

Сочетание золотистых ноготков и тёмно-фиолетовых астр, казалось бы, должно быть приятным, но это не так из-за блеска и насыщенности окраски цветков этих двух видов. Если один из них заменить цветками, имеющими более слабую окраску (например, колокольчиками), то букет будет гораздо красивее. Приятен для глаз букет из ярко-оранжевых тигровых лилий и нежно-голубого дельфиниума или сочетание неяркой жёлтой мимозы с тёмно-лиловой фиалкой. При этом необходимо соблюдать количественные пропорции.

Принципы создания композиции из цветов.

При создании цветочных композиций всё зависит от исходного материала. Прежде всего, надо понять, что для нас в данном случае важнее: цвет или форма. Обычно мы имеем дело не с однородной окраской, а с комбинациями окрасок цветка с зелёными листьями и стеблем. Даже сами цветки на разных стадиях развития (в бутонах, полураспустившиеся, полностью распустившиеся) имеют разную окраску.  У пеона, сирени, жасмина, незабудок, фиалок главным декоративным качеством является окраска цветка. В этом случае, чем больше их будет в букете, тем сильнее впечатление от окраски  цветов, а значит – тем лучше. Для того чтобы добиться наибольшего красочного  эффекта, с растений частично или даже полностью удаляют листья, так как зелёный цвет приглушает окраску самих цветков. Кроме того при удалении листьев уменьшается поверхность испарения и цветы дольше сохраняют свежесть.

композиции из цветовУ орхидей и ирисов главным декоративным элементом является форма. Этих цветов в букете не может быть много, и размещать их нужно так, чтобы каждый цветок был хорошо виден.

Цветочные аранжировки и букеты могут состоять из цветков  только одной окраски (монохромные), или из цветков нескольких различных окрасок (полихромные).

композиции из цветовМонохромный букет – самый простой. Это то, что мы обычно покупаем в цветочных киосках: букет красных роз и т. п.  Но даже такой букет можно сделать более интересным. Например, можно взять одного вида, сорта и цвета, но разных оттенков. Этого можно добиться, если использовать цветки различной степени развития: распустившиеся, частично раскрытые и бутоны. Обычно они различаются интенсивностью окраски.

Хорошая гамма оттенков получается при подборе композиции из цветов одного вида и цвета, но разных сортов. Например, сочетание простых и помпонных астр.

Полихромные букеты с использованием растений различных сортов и цвета более сложны и требуют навыка. В таких композициях большое значение приобретает контраст по цвету, размеру, высоте. И тут очень важно не перестараться, так как чрезмерная контрастность малохудожественна и даже уродлива, если сопоставляются, например, георгин и фиалка, орхидея и ромашка.

композиции из цветов

В цветочных аранжировках могут быть применены разные виды контраста или все виды контраста, но в правильных пропорциях. Например, в тёмно-лиловом букете фиалок или анютиных глазок хорошо будут смотреться несколько цветков того же вида жёлтого или оранжевого цвета, а с крупными цветками гвоздики хороша нежная зелень аспарагуса. Когда контраст тонкий, эффект получается более изящный.

композиции из цветов

Для композиции из цветов очень важно также освещение. Бледные оттенки совершенно теряются при искусственном освещении. Так, нежно-розовый и бледно-лиловый цветной горошек очень приятен при дневном свете, а при электрическом кажется совсем бесцветным. К искусственному освещению, как правило, лучше подходят  тёплые цвета, поэтому, если известно, что букет будет стоять при искусственном освещении, лучше выбирать белые, жёлтые и оранжевые цветки.

Ну вот пожалуй пока и все, возможно мы еще вернемся к этой красивой и интересной теме. Дополнительно статью про сухие цветы — сухоцветы вы можете прочитать тут.

И пару слов благодарности в заключение. Огромное спасибо нашему другу и читателю — Нине Гореловой за эту замечательную статью про цвета и композиции из цветов.

[media url=»http://www.youtube.com/watch?v=TXgoVLUNEt0″ width=»600″ height=»400″]

Похожие записи

2 thoughts on “Лютики — цветочки

  1. Спасибо за науку.
    Мне кажется, что для составления композиций должно быть чувство цвета, чувство гармонии, а не только знание принципов их составления. А эти чувства должны быть врожденными…

  2. Цветы, сами по себе добавляют радость в наш быт, даже если нет врожденных чувств гармонии и цвета в составлении композиций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + 4 =